Закономерности формирования потребностно-мотивационной сферы женщин, планирующих прерывание беременности - Дипломная работаМатериалы / Закономерности формирования потребностно-мотивационной сферы женщин, планирующих прерывание беременности - Дипломная работаСтраница 10
1. Стадия развития мотивации (формирование потребности).
2. Неосознаваемая модальность мотивации.
3. Стадия осознания потребности.
Необходимо рассмотреть классификацию потребностей, т.к. наше исследование посвящено изучению потребностно-мотивационной сферы и будет строиться по типологии, без которой невозможно психодиагностическое измерение.
В отечественной психологии чаще всего потребности делят на материальные (потребность в пище, одежде, жилище), духовные (потребность в познании окружающей среды и себя, потребность в творчестве) и социальные (потребность в общении, труде, в общественной деятельности, признании др. людьми и т.д.).
Зарубежная психология не столько классифицируют потребности, сколько дают их перечисление. У. Макдауголл выделяет 19 инстинктоподобные мотивационные диспозиции (готовые способы реагирования).
Г. Мюррей (1938) выделяет следующие психогенные потребности: в агрессии, аффилиации, доминировании, достижении, защите, игре, избегании вреда, избегании неудач, независимости, понимании и др.
Э. Фромм (1998) считает, что у человека есть социальные потребности: в человеческих связях, в самоутверждении, в привязанности, в самосознании и др.
Выделяют также и группу невротических потребностей, неудовлетворение которых может привести к невротическим расстройствам: в сочувствии и одобрении, во власти и престиже, в обладании и зависимости, в справедливости.
Только А. Маслоу дал стройную классификацию и систему потребностей, выделяя их в группы:
1. Физиологические
2. Потребности в безопасности
3. Потребности в социальных связях
4. Познавательные
5. Эстетические
6. Потребности в самоуважении
При этом он считает, что эти группы потребностей находятся в иерархической зависимости от первой и последней. Вероятно здесь Маслоу делает ошибку. Стоит предположить, что все мотивы развиваются одновременно и относительно самостоятельно.
Мотивационная сфера личности не просто иерархия потребностей и мотивов, но иерархия реализуемых человеком деятельностей, их мотивов и условий, целей и средств, планов и результатов, норм контроля и оценки. Принимая самореализацию как воплощение сущности человека в высших формах человеческой деятельности, нужно исходить из того, что самореализация берет свое начало из низших уровней побудительной иерархии. Это процесс саморазвития личности, постоянного внутреннего движения субъекта в предмете своей деятельности, постоянного вращения в социальное пространство человеческой деятельности. По мере усложнения целей, усложняются средства предметного развития, усложняется и расширяется характер включения субъекта в систему социальных взаимодействий, вне которых движение не возможно. Так как деятельность имеет своим результатом определенные материальные и нематериальные ценности, то самоактуализация человека рассматривается как основная производительная линия развития. Параллельно ее развивается потребительская линия. Сюда включаются удовлетворение потребностей жизнеобеспечения и самосохранения, получение необходимых условий комфорта и гарантий безопасности, статуса и влияния, как основ существования личности в обществе.
Мотивация — динамический процесс формирования мотива (основание поступка); побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, предмет, ради которого она осуществляется; осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действия и поступков личности.
Процесс формирования мотива имеет индивидуальные особенности, в зависимости от свойств личности. Особенности личности вмешиваются в процесс формирования мотива на всех этапах. Легкость возникновения потребности, её интенсивности зависят от индивидуальной чувствительности человека к ситуации (стимулу). Возникновение и переживание состояний (обиды, злобы и др.), приводящих к желанию применить ту или иную форму агрессии, в значительной степени зависят от выраженности у человека конфликтных черт личности: вспыльчивости, обидчивости, нетерпимости к мнению других и т.д. на стадии принятия решения сильное влияние на процесс мотивации могут оказать такие волевые качества, как решительность и смелость, нерешительность и боязливость. По данным М.Л. Кубышкиной (1997) направленность мотивации определяется теми или иными особенностями личности и их самооценкой субъектам. Большое значение имеет и развитие интеллекта. Как отмечает К. Обуховский, легкость формирования мотива наблюдается, с одной стороны, у лиц с примитивным мышлением, с другой — и у лиц высокой духовной культуры. Утонченные интеллектуалы, привыкшие постоянно контролировать себя, испытывают трудности в выборе целей и средств их достижения.
Смотрите также
Инновационный менеджмент
Появление в учебных планах российских вузов дисциплины «инновационный менеджмент» продиктовано требованиями жизни. В научно-технической и социально-экономической сферах наблюдаются тенде ...
Бюджетная система
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственн ...
Безопасность функционирования технологической системы
Безопасность функционирования технологической системы определяется не только состоянием самой системы, но и правильной работой всего персонала, обслуживающего систему. Главным виновником несчастных ...